Научно-практический журнал Клиническая лабораторная диагностика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОТ ЛИНЕЙНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЯДЕРНО-ТРЕКОВОЙ МОДЕЛИ

Doi: 10.51620/0869-2084-2025-70-12-940-945 EDN: XWVCQC ISSN: 0869-2084 (Print) ISSN: 2412-1320 (Online)

Купить
Аннотация Об авторах Список литературы Ключ. слова

Аннотация

Изменение потребностей современного общества к компетенциям врача и необходимость адекватной реакции со стороны образовательной организации побудило Самарский ГМУ к трансформации учебного процесса: от классической линейной подготовки врача перейти к ядерно-трековой модели. Данная структура позволяет сохранить фундаментальное классическое медицинское образование на уровне «ядра» обучения – это 1–3 курс, актуализируя его социо-гуманитарным блоком. Развивая при этом общекультурные и гуманистические качества будущего врача, а также формируя для студента в естественно-научных модулях междисциплинарное знание, создавая единое коммуникационное поле с медицинским профессиональным сообществом. Начиная с четвертого курса, усиливается освоение общих для направления обучения профессиональных навыков, и добавляется «трековая» специализация. Для студентов Института клинической медицины: «врач первичного звена», «врач с дальнейшей специализацией», «врач исследователь и разработчик». Для студентов Института профилактической медицины одним из трековых направлений является «Лабораторная диагностика», и, начиная с четвертого курса, для них добавляются несколько специализированных дисциплин, способствующих углубленному изучению клинической лабораторной диагностики: «Современные иммунологические исследования», «Лабораторная диагностика заболеваний», «Геномные технологии в медицине», «Менеджмент качества в клинико-диагностической лаборатории», научно-исследовательская практика «Проектная реализация научных исследований в лаборатории». Студентам Института стоматологии предлагаются обучающие курсы: «Саливадиагностика», «Лабораторные показатели системы гемостаза», «Экспресс-диагностика point of care». Для студентов Института педиатрии осуществляется преподавание специализированных тем: «Лабораторная диагностика заболеваний у детей», «Неинвазивная лабораторная диагностика», «Лабораторный скрининг наследственных заболеваний». Большинство ординаторов по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» являются выпускниками Института профилактической медицины, и усиление додипломного профориентирования позволяет повысить заинтересованность и практикоприменимость знаний студентов в данной медицинской области. Трансформация образовательного процесса в СамГМУ является логическим и необходимым требованием сегодняшнего времени, она позволяет динамично реагировать на запросы здравоохранения, мотивировать студентов в ходе обучения, и максимально адаптировать к реалиям предстоящей профессиональной деятельности.

Annotation

The changing needs of modern society regarding the competencies of a doctor and the need for an adequate response from the educational organization prompted SamSMU to transform the educational process: to move from the classical linear training of a doctor to a core-track model. This structure makes it possible to preserve the fundamental classical medical education at the «core» level of training — this is the 1st-3rd year, updating it with a socio-humanitarian block. At the same time, developing the general cultural and humanistic qualities of the future doctor, as well as forming interdisciplinary knowledge for the student in natural science modules, creating a single communication field with the medical professional community. Starting from the fourth year, the development of professional skills common to the field of study is strengthened, and «track» specialization is added. For students of the Institute of Clinical Medicine: «primary care physician», «physician with further specialization», «physician researcher and developer». For students of the Institute of Preventive Medicine, one of the track directions is «Laboratory Diagnostics», and starting from the fourth year, several specialized disciplines are added for them, contributing to an in-depth study of clinical laboratory diagnostics: «Modern Immunological Research», «Laboratory Diagnostics of Diseases», «Genomic Technologies in Medicine», «Quality Management in a Clinical Diagnostic Laboratory», research practice «Project Implementation of Scientific Research in the Laboratory». Students of the Institute of Dentistry are offered training courses: «Saliva Diagnostics», «Laboratory Indicators of Hemostasis System», «Express — Point of Care Diagnostics». For students of the Institute of Pediatrics, specialized topics are taught: «Laboratory Diagnostics of Diseases in Children», «Non-invasive Laboratory Diagnostics», «Laboratory Screening of Hereditary Diseases». Most residents in the specialty «Clinical Laboratory Diagnostics» are graduates of the Institute of Preventive Medicine, and strengthening undergraduate career guidance allows increasing the interest and practical applicability of students’ knowledge in this medical field. The transformation of the educational process at SamSMU is a logical and necessary requirement of today’s time, it allows us to dynamically respond to the needs of healthcare, motivate students during training, and adapt as much as possible to the realities of the upcoming professional activity.
Key words: transformation; medical education; core-track model

Для цитирования:

Колсанов А.В., Мякишева Ю.В., Гусякова О.А., Гильмиярова Ф.Н., Балдина О.А., Константинов Д.Ю., Сазонова О.В., Селезнева И.А. Образовательные программы Самарского государственного медицинского университета: от линейной подготовки к ядерно-трековой модели. Клиническая лабораторная диагностика. 2025; 70 (12): 940-945
DOI: https://doi.org/10.51620/0869-2084-2025-70-12-940-945
EDN: XWVCQC

For citation:

Kolsanov A.V., Myakisheva Yu.V., Gusyakova O.A., Gilmiyarova F.N., Baldina O.A., Konstantinov D.Yu., Sazonova O.V., Selezneva I.A. Samara State Medical University educational programs: From linear training to core-track model. Klinicheskaya Laboratornaya Diagnostika (Russian Clinical Laboratory Diagnostics). 2025; 70 (12): 940-945 (in Russ.).
DOI: https://doi.org/10.51620/0869-2084-2025-70-12-940-945
EDN: XWVCQC