Аннотация
Изменение потребностей современного общества к компетенциям врача и необходимость адекватной реакции со стороны образовательной организации побудило Самарский ГМУ к трансформации учебного процесса: от классической линейной подготовки врача перейти к ядерно-трековой модели. Данная структура позволяет сохранить фундаментальное классическое медицинское образование на уровне «ядра» обучения – это 1–3 курс, актуализируя его социо-гуманитарным блоком. Развивая при этом общекультурные и гуманистические качества будущего врача, а также формируя для студента в естественно-научных модулях междисциплинарное знание, создавая единое коммуникационное поле с медицинским профессиональным сообществом. Начиная с четвертого курса, усиливается освоение общих для направления обучения профессиональных навыков, и добавляется «трековая» специализация. Для студентов Института клинической медицины: «врач первичного звена», «врач с дальнейшей специализацией», «врач исследователь и разработчик». Для студентов Института профилактической медицины одним из трековых направлений является «Лабораторная диагностика», и, начиная с четвертого курса, для них добавляются несколько специализированных дисциплин, способствующих углубленному изучению клинической лабораторной диагностики: «Современные иммунологические исследования», «Лабораторная диагностика заболеваний», «Геномные технологии в медицине», «Менеджмент качества в клинико-диагностической лаборатории», научно-исследовательская практика «Проектная реализация научных исследований в лаборатории». Студентам Института стоматологии предлагаются обучающие курсы: «Саливадиагностика», «Лабораторные показатели системы гемостаза», «Экспресс-диагностика point of care». Для студентов Института педиатрии осуществляется преподавание специализированных тем: «Лабораторная диагностика заболеваний у детей», «Неинвазивная лабораторная диагностика», «Лабораторный скрининг наследственных заболеваний». Большинство ординаторов по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» являются выпускниками Института профилактической медицины, и усиление додипломного профориентирования позволяет повысить заинтересованность и практикоприменимость знаний студентов в данной медицинской области. Трансформация образовательного процесса в СамГМУ является логическим и необходимым требованием сегодняшнего времени, она позволяет динамично реагировать на запросы здравоохранения, мотивировать студентов в ходе обучения, и максимально адаптировать к реалиям предстоящей профессиональной деятельности.
Annotation
The changing needs of modern society regarding the competencies of a doctor and the need for an adequate response from the educational organization prompted SamSMU to transform the educational process: to move from the classical linear training of a doctor to a core-track model. This structure makes it possible to preserve the fundamental classical medical education at the «core» level of training — this is the 1st-3rd year, updating it with a socio-humanitarian block. At the same time, developing the general cultural and humanistic qualities of the future doctor, as well as forming interdisciplinary knowledge for the student in natural science modules, creating a single communication field with the medical professional community. Starting from the fourth year, the development of professional skills common to the field of study is strengthened, and «track» specialization is added. For students of the Institute of Clinical Medicine: «primary care physician», «physician with further specialization», «physician researcher and developer». For students of the Institute of Preventive Medicine, one of the track directions is «Laboratory Diagnostics», and starting from the fourth year, several specialized disciplines are added for them, contributing to an in-depth study of clinical laboratory diagnostics: «Modern Immunological Research», «Laboratory Diagnostics of Diseases», «Genomic Technologies in Medicine», «Quality Management in a Clinical Diagnostic Laboratory», research practice «Project Implementation of Scientific Research in the Laboratory». Students of the Institute of Dentistry are offered training courses: «Saliva Diagnostics», «Laboratory Indicators of Hemostasis System», «Express — Point of Care Diagnostics». For students of the Institute of Pediatrics, specialized topics are taught: «Laboratory Diagnostics of Diseases in Children», «Non-invasive Laboratory Diagnostics», «Laboratory Screening of Hereditary Diseases». Most residents in the specialty «Clinical Laboratory Diagnostics» are graduates of the Institute of Preventive Medicine, and strengthening undergraduate career guidance allows increasing the interest and practical applicability of students’ knowledge in this medical field. The transformation of the educational process at SamSMU is a logical and necessary requirement of today’s time, it allows us to dynamically respond to the needs of healthcare, motivate students during training, and adapt as much as possible to the realities of the upcoming professional activity.
Key words: transformation; medical education; core-track model
Список литературы
ЛИТЕРАТУРА (пп. 4-8 см. REFERENCES)
1. Колсанов А.В. Внедрение инновационных разработок и ответственное предпринимательство (на примере ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России). Медицина молодая: Сборник тезисов III Научно-образовательного форума, Москва, 07 декабря 2023 года. М.: Международный фонд развития биомедицинских технологий им. В.П. Филатова; 2023: 12-3. EDN: RQJHCV.
2. Корнилов В.Д., Колсанов А.В., Чемидронов С.Н. Разработка и опыт применения анатомических моделей accurate в образовательной деятельности студентов СамГМУ. Волжские берега: современные технологии в медицине, биологии и ветеринарии: Сборник материалов I Международного научно-практического форума, Саратов, 20–22 февраля 2024 г. Саратов: Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского; 2024: 45-6. EDN: DQSAGU.
3. Котельников Г.П., Колсанов А.В., Николаенко А.Н., Иванов В.В., Долгушкин Д.А., Панкратов А.С. и др. Эндопротезирование голеностопного сустава при лечении грубой посттравматической деформации дистального отдела большеберцовой кости. Клинический случай. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2024; (1): 110-8. DOI: 10.17116/hirurgia2024011110. EDN: LMOIRW.
9. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Медицинское образование: обзор тенденций развития. Центр инновационных технологий и социальной экспертизы (ЦИТИСЭ). 2023; 35 (1): 121-30. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.10. EDN: ZWMGIE.
10. Янковая Т.Н., Голованова Е.Д., Афанасенкова Т.Е., Аргунова И.А., Ильющенков П.А. Возможности использования инновационных технологий в подготовке врачей общей практики (семейных врачей). Смоленский медицинский альманах. 2016; (2): 199-202. EDN: WKRILV.
11. Евдокимова А.И., Морозов А.В., Мудрак Д.А. Исследовательские аспекты цифровой трансформации профессиональной подготовки ординаторов медицинских вузов. Казанский педагогический журнал. 2023; 156 (1): 151-7. DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.016. EDN: GBNRWS.
12. Колсанов А.В., Воронин А.С., Назарян А.К., Миронов А.А., Мякотных М.Н., Бардовский И.А. и др. Трансформация системы высшего медицинского образования на примере Самарского государственного медицинского университета. Современные проблемы науки и образования. 2019; (4): 114. EDN: VOVBLM.
13. Мякишева Ю.В., Федосейкина И.В., Сказкина О.Я., Алешина Ю.А. Богданова Р.А. Традиционные и современные образовательные технологии в процессе преподавания биологии в условиях очного и дистанционного обучения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020; 22 (74): 63-9. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-74-63-69. EDN: PDZBBS.
14. Колсанов А.В., Иващенко А.В., Жейков Д.С., Авсиевич В.В., Ахмадуллин И.Ю., Ельников М.Д. и др. Виртуальный симулятор кровеносной системы человека. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024684148 РФ; 2024.
15. Бородулина Е.А., Грибова В.В., Еременко Е.П., Бородулин Б.Е., Колсанов А.В., Окунь Д.Б. и др. Интеллектуальный сервис управления процессом лечения больных туберкулезом легких. Врач и информационные технологии. 2021; (2): 36-45. DOI: 10.25881/18110193_2021_2_36. EDN: PTRVAP.
16. Колсанов А.В., Гаранин А.А. Опыт организации центра телемедицины в университетских клиниках. Врач и информационные технологии. 2024; (1): 82-91. DOI: 10.25881/18110193_2024_1_82. EDN: IYEQTH.
17. Ивашков В.Ю., Денисенко А.С., Колсанов А.В., Вербо Е.В., Николаенко А.Н., Легоньких А.Ю. Устранение дефектов верхней челюсти с применением трехэтапного алгоритма и программного комплекса «Автоплан». Наука и инновации в медицине. 2025; 10 (1): 75-80. DOI: 10.35693/SIM643139. EDN: FYELXT.
REFERENCES
Kolsanov A.V. Implementation of innovative developments and responsible entrepreneurship (on the example of Samara State Medical University). Meditsina molodaya: Sbornik tezisov III Nauchno-obrazovatelnogo foruma. Moscow, December 07; 2023. Moscow: Mezhdunarodnyi fond razvitiya biomeditsinskikh tekhnologiy im. V.P. Filatova; 2023: 12-3. EDN: RQJHCV. (in Russian)
Kornilov V.D. Development and experience of using accurate anatomical models in the educational activities of SamSMU students. Volzhskie berega: sovremennye tekhnologii v meditsine, biologii i veterinarii: Sbornik materialov I Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Saratov, February 20–22; 2024, Saratov: Saratovskiy meditsinskiy universitet im. V.I. Razumovskogo; 2024: 45-6. EDN: DQSAGU. (in Russian)
Kotel`nikov G.P., Kolsanov A.V., Nikolaenko A.N., Ivanov V.V., Dolgushkin D.A., Pankratov A.S. et al. Total ankle replacement in patients with severe posttraumatic deformity of the distal tibia. Clinical case. Khirurgiya. Zhurnal im. N.I. Pirogova. 2024; (1): 110-8. EDN: LMOIRW. (in Russian)
Bai H. Modernizing medical education through leadership development. Yale J. Biol. Med. 2020; 93(3): 433-9.
Lum L.H.W., Poh K.K., Tambyah P.A. Winds of change in medical education in Singapore: what does the future hold? Singapore Med. J. 2018; 59(12): 614-5.
Ludwig S., Gruber C., Ehlers J.P., Ramspott S. Diversity in medical education. GMS J. Med. Educ. 2020; 37(2): Doc27.
Younie L., Adachi C. Nurturing the human dimension in digital and medical spaces through pedagogy of care — a case of creative enquiry. Perspect. Med. Educ. 2024; 13(1): 307-12.
Emanuel E.J. The inevitable reimagining of medical education. JAMA. 2020; 323(12): 1127-8.
Plashchevaya E.V., Ivanchuk O.V. Medical education: an overview of development trends. Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy i sotsial’noy ekspertizy (CITISE). 2023; 1(35): 121-30. EDN: ZWMGIE. (in Russian)
Yankovaya T.N., Golovanova E.D., Afanasenkova T.E., Argunova I.A., Il’yushchenkov P. A. Possibilities of using innovative technologies in training general practitioners (family doctors). Smolenskiy meditsinskiy al’manakh. 2016; (2): 199-202. EDN: WKRILV. (in Russian)
Evdokimova A.I., Morozov A.V., Mudrak D.A. Research aspects of digital transformation of professional training of residents of medical universities. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2023; 156(1): 151-7. EDN: GBNRWS. (in Russian)
Kolsanov A.V., Voronin A.S., Nazaryan A.K., Mironov A.A., Myakotnykh M.N., Bardovskiy I.A. et al. Transformation of the system of higher medical education on the example of the Samara State Medical University. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; (4): 114. EDN: VOVBLM. (in Russian)
Myakisheva Yu.V., Fedoseikina I.V., Skazkina O.Ya., Aleshina Yu.A. Bogdanova R.A. Traditional and modern educational technologies in the process of teaching biology in full-time and distance learning. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial’nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2020; 22(74): 63-9. EDN: PDZBBS. (in Russian)
Kolsanov A.V., Ivashchenko A.V., Zheikov D.S., Avsievich V.V., Akhmadullin I.Yu., El’nikov M.D. et al. Virtual simulator of the human circulatory system [Virtual’nyi simulyator krovenosnoy sistemy cheloveka]. Certificate of state registration of a computer program No. 2024684148 RF; 2024. (in Russian)
Borodulina E.A., Gribova V.V., Eremenko EP, Borodulin B.E., Kolsanov A.V., Okun’ D.B. et al. Intellectual service for managing the treatment process for patients with pulmonary tuberculosis. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2021; (2): 36-45. EDN: PTRVAP. (in Russian)
Kolsanov A.V. Experience in organizing a telemedicine center in university clinics. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2024; (1):82-91. EDN: IYEQTH. (in Russian)
Ivashkov V.Yu., Denisenko A.S., Kolsanov A.V., Verbo E.V., Nikolaenko A.N., Legon’kikh A.Yu. Elimination of maxillary defects using a three-stage algorithm and the «Autoplan» software package. Nauka i innovatsii v meditsine. 2025; 10(1): 75-80. EDN: FYELXT. (in Russian)