Научно-практический журнал Клиническая лабораторная диагностика

Опыт адаптации преподавания клинической биохимии к условиям внедрения генеративного искусственного интеллекта

Doi: 10.51620/0869-2084-2025-70-12-946-952 EDN: LXFQOQ ISSN: 0869-2084 (Print) ISSN: 2412-1320 (Online)

Купить
Аннотация Об авторах Список литературы Ключ. слова

Аннотация

Современное образование стремительно трансформируется под влиянием генеративного искусственного интеллекта (ИИ), открывая новые перспективы автоматизации учебного процесса. Внедрение GPT-чатов в разработку рабочих программ дисциплин позволяет оптимизировать подготовку материалов, особенно в условиях высокой нагрузки преподавателей медицинских вузов. Однако массовое использование ИИ порождает серьезные педагогические и этические вызовы: снижение интеллектуальной активности студентов, риск подмены самостоятельной работы готовыми автоматизированными решениями и трудности объективного оценивания. Особую остроту эти вопросы приобретают в медицинском образовании, где ошибки в интерпретации данных могут иметь критические последствия. В статье анализируются преимущества и риски использования GPT-чатов в преподавании клинической биохимии. Рассматриваются вопросы верификации медицинских данных, сохранения индивидуального подхода к обучению и предотвращения плагиата. Предлагаются пути адаптации преподавания клинической биохимии к новым реалиям с сохранением баланса между инновациями и фундаментальными принципами образования. Авторами предложен практико- ориентированный кейс по внедрению технологий искусственного интеллекта в учебную практику, содержащий детализированный алгоритм применения для преподавателей. Продемонстрирована возможность гармоничного сочетания ИИ-ассистированного обучения с формированием предусмотренных программой профессиональных компетенций. Рациональное применение цифровых технологий позволит повысить эффективность преподавания, не утратив ценности академического знания.

Annotation

Modern education is undergoing rapid transformation under the influence of generative artificial intelligence (AI), unlocking new possibilities for automating the learning process. The integration of GPT-based chatbots into the development of academic curricula helps optimize material preparation, especially in conditions of high workload of medical school teachers. However, the widespread adoption of AI poses significant pedagogical and ethical challenges, including diminished intellectual engagement among students, the risk of replacing independent work with algorithmic solutions, and difficulties in ensuring objective assessment. These concerns are particularly critical in medical education, where errors in data interpretation may have serious consequences. This article examines the benefits and risks of using GPT chatbots in teaching clinical biochemistry. Key issues discussed include the verification of medical data, maintaining a personalized approach to education, and preventing plagiarism. The study also explores strategies for adapting clinical biochemistry instruction to the new technological landscape while preserving a balance between innovation and the fundamental principles of education. Responsible implementation of AI technologies can enhance teaching efficiency without compromising the value of academic knowledge.
Key words: artificial intelligence; work programme; GPT- chat; biochemistry; learning process

Для цитирования:

Островский О.В., Резниченко М.Ф., Зыкова Е.В., Дьяченко Т.С. Опыт адаптации преподавания клинической биохимии к условиям внедрения генеративного искусственного интеллекта. Клиническая лабораторная диагностика. 2025; 70 (12): 946-952
DOI: https://doi.org/10.51620/0869-2084-2025-70-12-946-952
EDN: LXFQOQ

For citation:

Ostrovskij O.V., Reznichenko M.F., Zykova E.V., Dyachenko T.S. A practical approach to adapting clinical biochemistry teaching to the era of generative artificial intelligence. Klinicheskaya Laboratornaya Diagnostika (Russian Clinical Laboratory Diagnostics). 2025; 70 (12): 946-952 (in Russ.).
DOI: https://doi.org/10.51620/0869-2084-2025-70-12-946-952
EDN: LXFQOQ